На XV Ташкентском международном кинофестивале «Жемчужина Шелкового пути» была очень насыщенная программа - на самого избалованного зрителя. Расскажу, что лично мне удалось посмотреть и понравилось.

Еще на открытии Российской программы в рамках кинофестиваля, я пообещал народной артистке РФ Ларисе Луппиан, что поддержу ее на мастер-классе, который прошел на Летней площадке филиала ВГИК в Ташкенте. Лариса Регинальдовна родилась и закончила школу в Ташкенте и еще в детстве на киностудии Узбекфильм сыграла роль приемной дочери по имени Зидра в фильме Шухрата Аббасова "Ты не сирота".

Лариса Луппиан
Лариса Луппиан

На встрече Лариса Луппиан рассказала о своем детстве в Ташкенте, о съемках и о том, что она гордится, что осталась в истории кинематографа Узбекистана. И навсегда запомнила, как режиссер Шухрат Аббасов подошёл к её папе и сказал, что у него очень талантливая дочь».

На следующий день на той же площадке состоялся мастер-класс заслуженной артистки РФ Елизаветы Боярской. Зрители ее запомнили по фильмам «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», «С новым годом, мамы!», «Шерлок Холмс», «Анна Каренина», «Матч» и многих других.

Елизавета рассказала, что они с мамой, Лариса Луппиан, съездили в гости к её брату, и ей показалось, будто она перенеслась в прошлое, когда вошла в этот дом. Он был таким же, как тот, где Лиза проводила детство у дедушки, будучи ещё пятилетней. Здесь были те же двери, ставни, ступеньки и даже крыша — словно время остановилось.

Елизавета Боярская признается, что долго не могла определиться с выбором профессии, и планировала поступать на факультет журналистики. Однако в 15 лет мама взяла Лизу с собой на открытие учебного театра на Моховой. Это событие оказалось решающим в жизни будущей актрисы. Елизавету вдохновила мотивация и энергия студентов, преданно стремящихся к искусству. Именно тогда она приняла решение связать свою жизнь с актерским искусством, начав таким образом свой творческий путь.

Интересно было посетить презентацию проектов под общим названием «115 лет узбекского кинематографа». И церемонию открытия фотовыставок, посвященных мэтрам узбекского кино Худойбергану Девонову и Наби Ганиеву, а также фотовыставку «65 лет памяти Малика Гаюмова». Для меня было открытием, что узбекское кино на 16 лет старше белорусского.

С удовольствием посмотрел новый фильм кинорежиссера и сценариста, народного артиста РФ, лауреата кинопремий Берлинского, Каннского и Венецианского кинофестивалей Александра Сокурова «Сказка» и поучаствовал в открытой творческой встрече.

В свое время режиссёр Андрей Тарковский так говорил про Александра Сокурова:«У него в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять. Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал. Там есть кусок чёрно-белый, снятый рапидом и… немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, несвязные… Но… гений! Рука гения».

Интересно было поучаствовать в мастер-класс российского режиссера Джаника Файзиева. Он известен по фильмам «Вратарь Галактики», «Турецкий гамбит», «Адмирал», «Монастырь».

А в Самарканде я вновь встретился с польским режиссером, продюсером и сценаристом, обладателем главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» и множества других международных наград Кшиштофом Занусси, который второй год подряд приезжает на Ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути». Занусси выступит в качестве председателя жюри Конкурса фильмов стран Центральной Азии.

Жаль, я улетел и не попал на его мастер-класс для студентов и творческой молодежи.

В Ташкенте я уже в третий раз встретился с главной звездой кинофраншизы «Такси» Сами Насери, который не только прошел по красной ковровой дорожке на церемонии открытия XV Ташкентского международного кинофестиваля, но и провел творческую встречу со своими поклонниками.

Сами Насери, помимо роли марсельского таксиста Даниэля в кинофраншизе «Такси» Люка Бессона, снимался в фильме «Рай» Тома Жилу и получил две награды на Международном кинофестивале в Локарно и кинофестивале в Париже.

В очередной раз было интересно встретиться с одним из самых известных и востребованных современных российских кинорежиссеров Алексеем Учителем и поучаствовать в его мастер-классе для студентов и творческой общественности.

Режиссер отметил, что в современном кино слишком много низкокачественных работ, и режиссеры порой недооценивают внимательность зрителей. Но он настаивает на качестве и говорит: «Я поддерживаю любой жанр, кроме халтуры! Главная цель режиссера – заинтересовать зрителя и увлечь его в мир кино».

Алексей Учитель создал десятки фильмов, среди которых «Рок», «Космос как предчувствие», «Край», «Матильда», «Стрельцов».

На Ташкентском международном кинофестивале я познакомился с французским актером Фредериком Дифенталь, который за роль инспектора Эмильена из фильмов «Такси» был удостоен премии «Сезар» как лучший молодой актер.

На его мастер-классе я узнал, что он бросил школу в 15 лет и начал работать ассистентом в отеле, затем некоторое время работал еще и парикмахером. Но интерес к комедии побудил Фредерика посещать курсы актерского мастерства. На мастер-классе Дифенталь рассказал про забавные сцены во время съемок в фильме «Такси». Например, как падали в мусорный бак, врезались в магазин и другие моменты. Он также рассказал, что фильм «Такси» навсегда укрепил их тандем с Сами Насери как образ их героев – инспектора и отчаянного водителя.

Несомненно, главной звездой Ташкентского кинофестиваля был дважды лауреат премии «Оскар», обладатель «Золотого глобуса», британской BAFTA, театральной премии Лоуренса Оливье, «Тони» Кевин Спейси. Он сыграл в фильмах «Семь» и «Карточный домик» Дэвида Финчера, «Подозрительные лица» Брайана Сингера, «Красота по-американски» Сэма Мендеса, «Время убивать». На встречу с голливудским актером пришли Алексей Учитель, Владимир Хотиненко, Александр Котт, Елизавета Боярская с мамой Ларисой Луппиан, Джаник Файзиев.

Спейси рассказал о сути творческих профессий, голливудской забастовке и о том, что дело идет к примирению, хотя у каждой из сторон свое понимание ситуации. В ближайшее время все должно разрешиться путем переговоров.

Кевин Спейси
Кевин Спейси

Кевин Спейси заявил, что его лучшие роли еще впереди. За отведенным временем он четко следил сам. Прошло полчаса — разговор окончен, до свидания.

С Натальей Варлей мы знакомы очень давно, поэтому я пошел ее поддержать на мастер классе в филиале ВГИКа в Ташкенте. Наталья Владимировна поделилась захватывающими историями с площадок знаменитых фильмов «Кавказская пленница» и «Вий».

– Мы работали над «Кавказской пленницей» с утра до ночи, – вспоминает Наталья Варлей. – Леонид Гайдай отбросил значительное количество сцен, и в итоге фильм получился невероятно кратким. Изначально это нас расстроило, но сейчас я осознаю, что именно благодаря такому решению фильм приобрел свою неповторимую динамику и шарм.

Затем она рассказала, что только потому, что была юна, она без колебаний согласилась сниматься в фильме «Вий». И добавила: «Только в юности гроб может быть рабочим местом».

Также, как с Варлей, с легендарным сербским режиссером, лауреатом наград «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва», «Серебряного медведя» и премии «Сезар» Эмиром Кустурицей мы общались много раз, но я с нетерпением ждал его выступления с концертом на церемонии закрытия Ташкентского международного кинофестиваля. Возможно, именно это выступление станет последним в музыкальной карьере Кустурицы на ближайшее время, поскольку он планирует взять паузу, чтобы начать работу над новым фильмом.

Азар Мехтиев

 

Фото 1 Лариса Луппиан

Фото 2 Кевин Спейси

 
Яндекс.Метрика