
Несмотря на пандемию, в Русском доме в Будапеште с большим зрительским успехом прошел 8-й Международный фестиваль русских зарубежный театров "Лукоморье". Состоялся он благодаря Будапештскому Русскому Театру-Студии под руководством Зинаиды Зихерман-Соколовой и поддержке Россотрудничества.
За 3 дня фестиваля публика посмотрела творческие коллективы из России (Кукольный театр, г.Самара), Германии (театр «Ателье», г.Штудгард), Израиля (театр «МоноАрт», г.Тель-Авив), Украины (театр «Ланжерон», г.Харьков) и Венгрии (Русский Театр-Студия, г.Будапешт). И вживую, что немаловажно для нашего времени, встретилась с замечательными актерами из разных стран.
Во вступительном слове накануне открытия 8-го Международного фестиваля русских зарубежный театров "Лукоморье" его создатель и директор Зинаида Зихерман-Соколова обратилась к зрителям: «Подходит к концу 2021! Испытания, которые пережил за этот и прошедший год ТЕАТР, трудно оценить! Но…Театр жив! Театр будет жить! Это мы поняли по напряженной работе актеров русских театров зарубежья в «Зуме», по радостным лицам зрителей, пришедших на первые, открытые после пандемии, спектакли. И вот, вновь 8-й фестиваль «Лукоморье». Друзья, осмелившиеся приехать «за бугор», в наш гостеприимный Будапешт. На этом фестивале будут, в основном, моноспектакли. Это новое для нашего зрителя. Намечена и учеба для молодых актеров – лаборатория по сценической речи, обмен опытом маститых режиссеров. Думаю, что этот фестиваль откроет еще одну страницу жизни русских зарубежных театров. Зритель! Не пропусти!»
И зритель не подвел, на все спектакли 8-го Международного фестиваля русских зарубежный театров "Лукоморье» зал был полон, что очень радовало организаторов и артистов, соскучившихся по живому зрителю.
В первый день фестиваля Театр "Ланжеронъ" из города Харьков (Украина) представил моноспектакль заслуженного артиста Украины Виталия Бондарева "Тэза с нашего двора" по текстам Александра Каневского.

Спектакль «Теза с нашего двора» - Лауреат Многочисленных Международных Фестивалей и Конкурсов! Этот спектакль заслуженно получил «Приз зрительских симпатий» в странах: Германия (г.Ганновер), Македония (г.Битола), Израиль(г.Иерусалим), Литва (г.Висагинас), Латвия (г.Рига), Молдова (г.Кишинев), Киргизия (г.Бишкек), Болгария (г.Варна). Этот спектакль обладатель приза «Лучшая мужская роль в камерном спектакле» Международного Фестиваля «Мельпомена таврии» (Украина,г.Херсон).
Ироничность, полуулыбка, пронзительная горечь, пафос — все слилось воедино в спектакле в исполнении Заслуженного артиста Украины Виталия Бондарева. Хотя казалось порой, что сама баба Маня — «боцман» с больными ногами, и красавица Теза, и гундосая Маринка, и прохиндей Жорик возникают перед глазами зрителя. Мягкая, акварельная манера изложения текста, особого рода деликатность, предельная актерская свобода, мягкий юмор отличают эту работу В.Бондарева. Режиссер-постановщик этого спектакля Галина Панибратец не только простроила актерскую партитуру, но и изобретательно создала визуальный образ спектакля. Актер выходит запросто, не чинясь — не актер-актерович, а парень, каких много. На этом спектакле зритель переживает настоящий катарсис, то, чего так ждут в театре, сопереживая, плача, смеясь и радуясь. Этот спектакль рассказывает о человеческом великом братстве, о доброте и верности, о тех вечных ценностях нашей жизни, которые и составляют ее суть.
Виталий Бондарев с 2008 года является бессменным художественным руководитель театра «Ланжерон». И соучредителем Международного театрального фестиваля малых форм «Театроник».
После небольшого перерыва Театр "Моноарт" из города Тель-Авив (Израиль) представил моноспектакль Татьяны Хазановской "Кто это сделал?" по рассказам Карела Чапека. В постановке режиссера Семена Переля. По себе знаю, что трудно удержать публику на два моноспектакля подряд, но Татьяне это удалось.

В основе спектакля - ироничные рассказы чешского писателя Карела Чапека с почти детективной интригой. Автор мастерски описывает веселый и слегка абсурдный мир, где воры пишут стихи, секретные бумаги хранят в кладовках, а друзей иногда теряют по глупости. Фантазия и доверчивость, жар и любовь к приключениям, страсть и благородство.
Татьяна Хазановская не просто яркая, виртуозная драматическая артистка. Хазановская - мастер моноспектакля - быть может, наиболее сложного жанра актерского искусства. Спектакли Татьяны Хазановской участвовали в международных фестивалях «Zvaigzne» (2012, 2014 Рига), "Блуждающие звезды" (Киев), Монодрама (Битола), МОСТ (Ганновер), "Монодрама" (Белград), "Импульс" (Бишкек), "Парад победителей" (Улан-Батор), в Фестивале современной драматургии им. Андрея Толубеева (Санкт-Петербург), «Монокль» (Санкт-Петербург), "Отечество и судьбы" (Ульяновск), "Русская классика" (Лобня), "Камерата" (Челябинск) и многих других. Ее спектакль о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова "Я рожден с душой кипучею, как лава" был представлен на фестивале русской классики в Лобне в 2015 году (диплом за авторский проект) и в доме-музее Лермонтова в Москве (2016 год). В последние годы Татьяна Хазановская сама начала ставить спектакли, сосредоточившись на музыкально-пластическом стиле сочетания актерского мастерства и танца.
Актриса также снимается в кино: "Господин Баум", "Вероника", телесериал "Между строк".
На второй день фестиваля состоялась лаборатория по сценической речи и актерскому мастерству, учеба для молодых актеров и обмен опытом маститых режиссеров. Обсудили интересные темы:
- Словесный (логический) анализ текста - логические ударения, паузы, интонация. Серьезно ли сейчас проходит эта работа над текстом?
- Работа над моноспектаклем, отличие от обыкновенного:
«четвертая стена», обращение к зрителю, игровой момент, мизансцена и т.д.
- Авторское прочтение актером - что это? Моя концепция или погружение доскональное в автора и желание перенести его с меньшими потерями.
- Современное прочтение - что это? Компеляция и «обрезание» текстов. Имеем ли мы право?
- Переходы от актерской игры к авторскому тексту (произведения) и к моему «лицу рассказчика.
- «Кинолента видения» - как воплощать ее, не прерывая действенной линии и авторской задачи?

В заключении лаборатории в год 200-летия Федора Достоевского участники прочитали отрывок его романа «Преступление и наказание» на русском, венгерском, болгарском, немецком, английском, украинском языках и на иврите.
А вечером хозяева фестиваля Русский театр-студия из Будапешта показали комедию по пьесе Аси Котляр "Наша кухня" в постановке художественного руководителя Зинаиды Зихерман-Соколово. В исполнении актеров Юлии Хаднадь, Марины Мироновой и Натальи Галиевой.
Юмор и трагедия в спектакле переплетаются так же, как и в самой жизни. Вся жизнь двух женщин, одна из которых русская, другая еврейка, проходит на старой общей кухне полуразвалившегося дома под снос.

Женщины, разные по национальности, по своей культуре, понимают друг друга, любят и прощают. Потому что знают цену вражды и боли одиночества. И весь мир для них – именно старая общая кухня (своеобразная Вселенная), которая является символом ушедшей эпохи ХХ века, советской эпохи. Доброта, человечность и сострадание, героинь, которые способны всё выдержать, рождают невероятный свет, надежду и веру.

В некоторых драматических моментах зал затаивался, так близки и понятны были переживания двух взрослых женщин, потерявших мужей, детей, но сохранивших веру и любовь друг к другу.
Хочу отметить, что одну из ролей сыграла моя землячка Марина Миронова. Очень хочется, чтобы спектакль "Наша кухня" Марина сыграла у себя на родине в Беларуси.
В заключительный день фестиваля для детей был показан кукольный театр из города Самара (Россия) “Радужная рыбка" в исполнении актера Ивана Мокроусова.

В следующем году Самарский театр кукол отметит свое 90-летие. Самарский театр кукол имеет богатейшею историю: множество престижных наград, сотни спектаклей, солидная гастрольная деятельность, лауреат и дипломант многих престижных Международных фестивалей и конкурсов. Театр хорошо известен своими спектаклями в России и за рубежом: в Москве, Санкт-Петербурге, Казане, Грозном, в Сербии, Венгрии, Германии, Эстонии, Франции, Китае, Индии.
Спектакль «Радужная рыбка» - интерактивная сказка – игра, рассчитанная на наших самых маленьких зрителей. В процессе представления малышам предстоит не только следить за происходящим на сцене, но и принимать в действии непосредственное участие – и играть, и считать, и отгадывать загадки, ведь рыбак и обитатели озера постоянно обращаются к ребятам за советом. А история самой Радужной рыбки учит их тому, что нельзя зазнаваться, и к чему это может привести.
На завершение 8-го Международного фестиваля русских зарубежный театров "Лукоморье» Театр "Ателье" из города Штутгард (Германия) показал моноспектакль «Чемодан» актера Владислава Граковского.

«Чемодан» моноспектакль режиссера и основателя штутгартского театра "Ателье", поставленный по одноименному сборнику рассказов Сергея Довлатова.
"Чемодан" - знаменитый сборник Довлатова, в котором герой из эмиграции описывает историю вещей, покинувших вместе с ним Советский Союз. Владислав Граковский появляется в джинсовых шортах, яркой майке, бейсболке и, конечно, в шлепках на носки. Те самые финские креповые носки, которым посвящен один из рассказов. На плече у него магнитофон с разносящейся вокруг песней Beatles Back in USSR, в руке потертый чемодан. Два часа актер существует наедине с чемоданом и текстом. Он не педалирует шутки, не пытается разыгрывать рассказы в лицах. Главным героем спектакля становится безупречный довлатовский текст - смешной, ностальгический и горький.
Выбор литературного материала продиктован не только тем, что текст Довлатова - очень театральный. Граковский - сам человек с эмигрантским опытом, и поначалу, как признается актер, очень непростым, из-за чего "Чемодан " ему особенно близок.
Владислав Граковский окончил актерско-режиссёрский факультет Ташкентского Театрально-художественного института. Работал актером и режиссером в театрах драмы Ташкента и Самары. С 2002-го живет в Германии. В 2013-м создал свой театр в Штутгарте. Граковского знают не только как актера и режиссера. Он пишет пьесы, отмеченные на многих конкурсах, проводил российско-немецкие кинофестивали, в 2009 году основал конкурс драматургии "Баденвайлер". В 2010 году фильм «The Night Father Christmas Died»., в котором Владислав сыграл одну из главных ролей, был номинирован на премию Oscar Американской киноакадемии (студенческое отделение, номинация «Лучший иностранный фильм»).
Приятно, что на закрытии фестиваля я был награжден Дипломом за участие в 8-м Международном фестивале русских зарубежный театров "Лукоморье» и большой вклад в дело сохранения и развития русского театрального искусства за рубежом.

Задача собрать информацию о том, сколько театров работает за рубежом на русском языке и найти возможность сбора театров для показа спектаклей, обмена опытом, творческого общения непростая, но это удалось Зинаиде Зихерман и Русскому Театру-Студии в г. Будапеште. Замечательно, что инициативу театра поддержал Координационный Совет российских соотечественников и Представительство Росструдничества в Венгрии.
В 2022 году Русской Театр-Студия в г. Будапешт отметит свое 25-летие. Я желаю долгого творческого пути и процветания его создателю и директору Зинаиде Зихерман и всему творческому коллективу.
Артур МЕХТИЕВ