В Крыму много музеев. О многих из них знают далеко не все. Но стыдно жить здесь — и не знать достопримечательностей своего края! Стыдно не знать о тех выдающихся людях, что жили здесь. Поэтому мы любим наши музеи. Да и не только поэтому— в них действительно интересно. Дух старины, жизни масштабных личностей. А крымские экскурсоводы и музейные смотрители— как правило, настоящие хранители мгновений давно ушедших дней и кладезь интересной информации.
Кто такой Амет-Хан Султан, знают в Крыму не все (пожалуй, исчерпывающей информацией о нем обладают лишь крымские татары). А из приезжих — так и вовсе единицы. Почти никто. Почему же так происходит?
Если спросить у симферопольца, знакомо ли ему это имя, тот с большой вероятностью скажет:
— Да! Конечно, знакомо! Где-то видел, дайте вспомнить... Припоминаю! Его именем названа площадь около Центрального рынка! Там висит его портрет с надписью «Родины славный сокол».
Но больше — ничего.
Кто смотрел фильм «Хайтарма», те, конечно же, знают и скажут больше. А о том, что в Алупке давно существует музей Амет-Хана султана, из моих знакомых, к примеру, не знал никто. Пока мы не сходили туда и не рассказали о нем.
Сейчас, в наше время, очень не хватает людей, с которых можно брать пример. Героев. Наверное, они все же есть, не может их не быть. Но о них очень мало вспоминают, не гремят их имена, не пишут о них.
Имена олигархов, напротив, известны каждому, как и имена политиков. Сместились в обществе ценности.
В нескольких фразах попробую рассказать, кто такой Амет-Хан, для тех, кто о нем ничего не слышал и не знает.
Военный летчик. Прошел всю войну. В 25 лет закончил ее дважды Героем Советского Союза. После войны 25 лет был испытателем военных самолетов (каждый вылет — с риском для жизни). Очень смелый, как мы видим, человек. По национальности— крымский татарин (как писал везде в анкетах). За это его не хотели брать на работу после войны, ведь крымские татары были депортированным народом... Он мог написать национальность по отцу — лакец (из Дагестана), но упрямо писал «крымский татарин». То есть, человек этот проявлял смелость не только на войне, но и на гражданке, в мирной жизни.
Благодаря ему был спасен в военное время российский город Ярославль. При этом Амет-Хан чуть сам не погиб, сбив немецкий самолет, летевший бомбить этот город.
Согласитесь, этот человек — герой не только крымско-татарского народа, но и всего российского!
Добираться до музея очень просто. Расскажу, как добирались мы из Симеиза. Сели на автобус 115, сказали водителю, чтобы остановил «на пожарке». Потом спросили у местных, они охотно подсказали: по дорожке направо вниз и потом — налево.
Экскурсию рекомендую брать ВСЕМ!!! Ее проводит Сервер Таиров, военный летчик, один из основных создателей этого музея, он также внес свой вклад в создание фильма «Хайтарма»(был консультантом по летному делу). Историю жизни Амет-Хана она рассказывает очень интересно, с обилием различных мелких деталей, с огромным душевным теплом.
А перед посещением этого музея обязательно советую посмотреть фильм «Хайтарма» (тат. — «возвращение»). Вам тогда будет еще интереснее.
В экспозиции музея — личные вещи Амет-Хана, летное обмундирование, модели самолетов, которые он пилотировал и испытывал; на которых летал во время войны.
Запомнились стихи Амет-Хана о родной Алупке; оказывается, он не только героическим летчиком был, а еще и стихи писал, да неплохие!
После экскурсии и осмотра экспозиции вас проводят на первый этаж, где покажут документальный фильм об Амет-Хане. На момент гибели ему было всего 50 лет! Погиб при испытании самолета. «Орлы умирают в небе» — его слова, так и случилось. Всю жизнь он отдал родной стране и небу.
В документальном фильме есть кадры, на которых Амет-Хан молодой совсем, и другие — где ему уже под 50. Обыкновенный мужчина с приятным лицом, совсем не героического вида. Но время его не пощадило, в 50 выглядит старше своего возраста; много пережил, наверное, поэтому.
Если у вас в семье растет сын, обязательно посетите вместе с ним музей Амет-Хана. Будет у мальчика еще один пример ( кроме отца, конечно), на кого можно равняться в этой жизни.
Музей камней в Партените — это еще один объект, о котором хочется написать и донести информацию до всех, кто еще не знает об этом «восьмом чуде света». Я не оговорился, это место действительно можно назвать именно так. К сожалению, этот уникальный единственный в мире музей не очень широко известен; помещение его находится в аренде, расположен он на территории военного санатория «Крым», рядом с автостанцией Партенит. Реклама не очень информативна: сначала мы даже заблудились, не в силах отыскать музей на территории санатория, но минут через десять при помощи местных жителей все же нашли это здание: пятый корпус, за дельфинарием.
Узнал я об этом музее случайно, из интернета. Чуть позже на глаза попалась статья в одной из газет.
Заехать сюда решили просто из любопытства, не ожидали увидеть такое великолепие! Да — именно великолепие — я просто так словами не бросаюсь.
Впечатление о музее после посещения оказалось лучше, чем мы ожидали. Помещение очень маленькое для музея такого масштаба — 4 тысячи экспонатов! И всю эту коллекцию красоты природной собрал один человек — Александр Кулиш. Он не только, впрочем, коллекционер, а и неплохой поэт, везде в музее — его стихи о природе, о камнях, о вечных ценностях; где-то серьезные и душевные, где-то шутливые и ироничные. Стихи эти читать приятно, в них раскрывается широта души и масштаб личности автора.
Я думаю, что без ложной скромности его можно назвать героем. Мирным героем нашего времени. Он создал много хороших стихов и этот чудесный музей, который существует уже 14 лет, а это для одного человека — настоящий героизм, который, правда, сразу и всем не заметен.
Казалось бы, эка невидаль — камни! Минералы разные — ну что же я, не видел минералов? Я даже торговал некоторое время самоцветами, полудрагоценными камнями и изделиями из них. Но здесь камни превращены в картины, созданные на их срезах самой Природой, Богом! Погружаешься в мир этих картин, рассматриваешь, читаешь названия, которые дал им А. Кулиш, с чем-то соглашаешься, а с чем-то нет; придумываешь свои... Кто-то в срезе яшмы видит бабочку, а я увидел девушку в красном, танцующую фламенко...
Жену поразили жеоды: кристаллы цитрина, растущие в природной пустоте камня, кристаллики аметиста. Такое увидишь, может быть, только здесь и только раз в жизни (если ты не геолог-собиратель!)
Скажу пару слов и о цене: 150 рублей взрослый билет; 100 рублей — стоимость замечательного буклета с фотографиями экспонатов, историей музея и полюбившимися нам стихами А. Кулиша. Фотографировать экспонаты, кстати, в этом музее можно совершенно бесплатно!
Маки, березки, среднерусские пейзажи в срезах камней, словно написанные маслом, библейские сюжеты, лесное озеро в срезе дальневосточного минерала, «снежный человек» и «болонка» из кальцита... Каждый экземпляр коллекции уникален и неповторим.
Только очень жаль стало нам, когда мы услышали, что существование и процветание музея может быть поставлено под угрозу. Ходят слухи, что санаторий «Крым», на территории которого располагается музей, хотят сделать закрытым, только по пропускам. Или платным.
А пока что нас, как и всех других желающих, пропустили абсолютно бесплатно и беспрепятственно.
Но если территория санатория будет закрыта, что станет с музеем? Будут ли люди платить за вход на территорию, а потом — еще и за вход в музей? Сможет ли владелец всей этой природной красоты арендовать помещение и дальше?
А может быть, ему выделят новое, которое больше по площади, чтобы он смог разместить получше все уникальные экспонаты, которые собирал всю жизнь? Может быть, кто-то « в верхах» позаботится о судьбе музея, который открывает нам богатства природы?
Ах, если бы нашелся меценат в крымской земле...
Очень хочется, чтобы музей камней и других творений природы существовал еще долгие-долгие годы и процветал, ведь такие чудеса не должны пропадать бесследно. Этот музей — один из самых замечательных объектов Крыма, которыми можно и нужно гордиться!
Анна ПЛЕТНЕВА и Александр СЕДЕЛЬНИКОВ
(Из письма в редакцию)