Имя этой женщины крепко-накрепко связано с именем звезды советского и российского кинематографа Михаила Боярского и дочери Елизаветы Боярской. Но и сама Лариса Луппиан смогла состояться в актёрской профессии – она Народная артистка России, художественный руководитель театра Ленсовета. Наиболее известные фильмы: «Поздняя встреча», «Плачу вперед», «Букет мимозы и другие цветы» и «Мушкетеры двадцать лет спустя».
Лариса Луппиан была гостьей XV Ташкентского международного кинофестиваля "Жемчужина Шелкового пути». И в рамках кинофестиваля провела мастер-класс для студентов филиала ВГИК в Ташкенте и жителей города.
Лариса Луппиан и Елизавета Боярская
–– Лариса Регинальдовна, ваше детство прошло в Ташкенте, чем оно вам запомнилось?
––Я счастлива, что родилась в Ташкенте, где училась в школе №47, а затем школе №182 в Чиланзарском районе. Так как детство прошло в Ташкенте, снег там был большой редкостью. Мы жили в собственном доме, и я любила выходить в сад и наблюдать, как идет снег. Помню однажды был хороший снегопад и я, обрадовавшись этому стала кружиться в саду и петь песенку. Из-за того, что снег шел редко, я каждый снегопад в Ташкенте помню. Моя бабушка меня воспитывала на немецком языке, поскольку она была смесь эстонки и немки. Дедушка мой был немец и поэтому мой первый язык был немецкий. У моей бабушки было много подруг немок, и они на Новый год собирали детей у нас дома и устраивали немецкую елку. Мы пели песни, читали стихи на немецком языке. За тем на елке мы зажигали настоящие маленькие свечи. Я родилась во время оттепели, это было особенное время и сейчас, когда я смотрю фильмы о том периоде, я вспоминаю, как люди одевались, как молодежь проводила время, потому что я внимательно наблюдала за тетей и ее компанией. Но прежде всего, конечно детство запомнилось съемками в фильме «Ты не сирота» о судьбе 15 детей, которых усыновил узбекский кузнец. Про этого кузнеца и его усыновленных детей и был снят фильм.
Я, можно сказать, «прожила» жизнь военного Ташкента, города хлебного, а на самом деле голодного, когда все делились друг с другом всем тем, что у кого было и выживали благодаря такому братству.
––А как вы в 9 лет попали на главную роль в фильме «Ты не сирота?
––Однажды к ним в школу пришли с Ташкентской киностудии искать ребят для съёмок фильма «Ты не сирота». Режиссер фильма, народный артист СССР Шухрат Аббасов лично отбирал детей на роли. Я помню, что он подошёл к моему папе и сказал, что у него очень талантливая дочь. Потом на киностудии Узбекфильм полгода был кастинг среди тех детей, которых отобрали. Он включал в себя этюды, разговоры с нами, фото и кинопробы. И в результате родители получила открытку, что маленькая Лариса утверждена на роль в фильме «Ты не сирота». Это стало переломным моментом в моей жизни.
––Чем вам запомнились съемки?
––На съемочной площадке было очень интересно потому, что снималось 15 детей, и нам всегда было очень весело. За время съемок мы все подружились. Мы были детьми, поэтому не воспринимали съемки как какую то работу, для нас это скорее было развлечение проводить время на съемочной площадке, а не в школе. В какой- то степени мы играли, а в какой - то жили жизнью своих героев. Нам представить себя в данных обстоятельствах было интересно, хотя задачи ставились очень сложные, рассказать о жизни моих сверстников которые остались без родителей в годы войны, голодали. Я думаю, что мы хорошо справились с поставленными задачами, потому, что фильм имел успех. Когда была премьера в кинотеатрах, мы всем классом с учителем посмотрели его, и я видела, как люди аплодировали после окончания фильма. Естественно меня многие узнавали, но я настолько была равнодушна к славе в силу своего возраста, что все прошло спокойно. Так как я была в актерской картотеке Ташкентской киностудии, то через некоторое время меня снова приглашали на съемки, но так как я уже была постарше, у меня не получилось. На открытии Ташкентского кинофестиваля показали фрагмент фильма «Ты не сирота», где моя героиня кричит: "Мама, мама, мамочка". Это самый эмоциональный момент фильма и мне было очень трогательно. Я горжусь, что осталась в истории кинематографа Узбекистана.
–– Кем вы мечтали быть в детстве?
–– Но, наверное, съемки в детстве предопределили мою актерскую судьбу. В детстве я очень любила танцевать и мечтала быть балериной. Мои физические данные очень приспособлены для балета. Уже будучи актрисой театра Ленсовета в спектакле «Левша» я играла роль Блохи и хорошо танцевала на пуантах, не имея хореографического образования. Повторяю, я очень хотела стать балериной, но по семейным обстоятельствам меня родители не опустили в хореографическое училище, о чем я всю жизнь жалела. Я думаю, что балерина из меня получилась бы более успешная, чем актриса.
––А как вас родители отпустили в Ленинград поступать на актрису?
––После окончания школы я решила поступать на актерский факультет в Ташкентском институте, но оказалось, что в этот год не было набора, и я подала документы на режиссерский. Но мастер, который набирал курс заметил, что я поступаю на режиссерский от безысходности и рекомендовал не терять время, а поехать поступать в театральный в Москву или Ленинград. Зная, что я в детстве снималась, он подготовил со мной репертуар для поступления. Я знала, что в Москве много престижных театральных училищ, ВГИК, но я выбрала Ленинград потому, что здесь жили мои знакомые, у которых можно было остановиться. Я легко поступила в институт театра, музыки и кинематографии и с тех пор живу в Петербурге. Вместе со мной учились Сережа Мигицко, Олег Ливаков, Лида Мельникова, Володя Матвеев, Елена Ложкина и Елена Шанина - актриса театра Ленком Марка Захарова. Не знаю почему, но больших кинозвезд с нашего курса не получилось. Возможно, в этом виноват наш руководитель курса Игорь Владимиров, который прививал нам презрение кинематографу. И поэтому мы не очень стремились сниматься в кино. Весь наш курс был успешно занят в театре. У нас было по 30 спектаклей в месяц и нам было не до кино. А еще нам было не кому подсказать, что нужно сниматься в кино, потому что это хорошее материальное подспорье и приносит широкую популярность и актерское признание. Но по молодости и занятости в театре мы этого не понимали тогда.
––Но ведь вы играли в популярном фильме «Поздняя встреча» вместе с Баталовым и Глузским, чем вам запомнились съемки?
––Вы правы, в молодости меня много приглашали в кино и даже в труппу Театра киноактера, но я высокомерно отказывалась, потому что была глупая, не подкованная, что кинематограф приносит стремительную популярность, я тогда не понимала, что я делаю. Меня приглашали, приглашали и перестали. Удивительно, что такая работа случилась с такими легендарными актерами. К тому же фильм и склад души Натальи, моей героини, совпал со складом моей души, моим духовным миром. Не могу сказать, что режиссер много работал с нами, но благодаря сценарию, актерскому ансамблю фильм получился.
Несмотря на то, что Баталов был очень популярен, он пример для меня, как не потерять голову от своей звездности, он был очень доступен, простой в общении, образованный, но, не смотря на это, я к нему с большим уважением относилась. Фильм имел успех, его повторяли по телевидению, но удивительно, что после него у меня не было интересных ролей в кино.
Кинематограф меня не признал. В кино как кому повезет, у некоторых после одной успешной роли они идут одна за другой. Например, по психотипу мы похожи с Евгенией Симоновой, ей повезло, и после успешной роли она попала в обойму, а я нет.
––Вы пример хорошей актерской пары, читателям будит интересно узнать, как вы познакомились?
––Мы с Мишей были поверхностно знакомы по институту, потому что учились на разных курсах и периодически встречались, но не общались. Потом окончив институт, Миша был зачислен в трупе нашего театра Ленсовета, где мы и познакомились по-настоящему. Сначала вместе играли в массовке в театре, потом стали часто ездить на Ленинградское телевидение, где вместе играли в телевизионных спектаклях. Тогда процветала драматическая студия при Ленинградском телевидении, где делали хорошие телевизионные спектакли. Они приглашали артистов Лениградских театров и делали очень быстро телевизионные спектакли, которые тогда были востребованы. Актеры были очень мобильные после репетиций в своем театре мы ехали на метро в студию телевиденья, где быстро учили текст, репетировали и тут же снимали. Благодаря этим спектаклям мы и подружились. А потом в своем театре мы получили роли в спектакле «Трубадур и его друзья» начались репетиции, потом спектакли и тут уже завязалась наша романтическая, любовная история, которая закончилась браком.
––А правда, что художественный руководитель театра Ленсовета, ваш учитель Игорь Владимиров завидовал славе Михаила Боярского?
––Думаю, что Владимирову было тяжело пережить Мишин успех после фильмов «Собака на сене», «Старший сын» и особенно «Мушкетеров», которые вышли в новогоднюю ночь с 1979 на 1980 год. После чего на Мишу обрушилась невероятная слава, и пережить ее было очень тяжело. Правда надо отдать должное, артисты нашего театра вели себя очень культурно, их не задело, что пацанчик ходил вокруг них и вдруг стал суперзвезлой. В театре не было косых взглядов, или каких - то пересудов. Миша как дружил с Толей Равиковичем, так и продолжал дружить. А вот Владимиров ревновал к славе, и отразилось это, как ни странно, на мне. Он перестал давать мне роли, почему то Владимирову не нравилось, что мы стали обеспеченными, хотя мы всегда жили скромно. Несмотря на Мишину славу, мы не стали особо обеспеченными, потому что при Советской власти не было обеспеченных актеров. Владимиров даже вызывал меня в кабинет и выговаривал за это, а я тогда даже не понимала, о чем он говорит. Я была очень далека от его переживаний и не могла понять, что он от меня хочет. Уже гораздо позже я поняла, что причина в этом. И вынуждена была уйти в другой театр.
Но потом ведущая актриса театра Ленсовета Лена Соловей уехала в США, и Владимиров вспомнил обо мне, чтобы я играла ее репертуар. Неожиданно он пришел в театр Ленинского комсомола посмотреть спектакль, где я играла. Этот театр спас меня от ухода с профессии предоставив мне много ролей подтвердив мою репутацию. Посмотрев спектакль Владимиров, позвал меня вернуться в театр Ленсовета, где я работаю по сегодняшний день.
–– Лариса Регинальдовна, вернемся к вашей личной жизни, в чем секрет долговечности вашего брака с Михаилом Боярским?
––Во всех профессиях есть браки, которые держаться десятилетиями, а есть, которые быстро распадаются. Хороший пример, Немоляева и Лазарев. Секрета какого - то нет, в отношениях изначально должна быть любовь, а не какой- то расчет или еще что-то. Семейные отношения зависят от двоих и поэтому самого начала рождения семьи должно быть умение приспособиться к друг другу, что-то вытерпеть, перетерпеть, потом, когда рубеж познавания друг друга пройден, отношения переходят на более высокий уровень. Например, у нас с Мишей сейчас отношения намного лучше, чем были в начале семейной жизни. Потому что со временем все успокоилось, мужчина понимает, что рядом женщина, он любит, она единственная. С возрастом браки становятся более крепкими, а чувства более нежными.
––Ваша дочь Лиза успешная киноактриса, какие ее роли вам наиболее нравятся?
–– Из ролей дочери мне очень нравится сериал «Я вернусь», фильм «Ирония судьбы. Продолжение». Мне не очень нравится фильм «Адмирал», но нравится сериал, потому что он более подробный и там видишь мотивацию поступков. А фильм скомканный, и не получилось объяснить природу отношений. Мне также нравиться сериал «Долгий путь домой», а также комедия «5 невест». Лиза молодец, у неё, в отличие от меня, получилось подружиться с кинематографом. Мне ее и театральные роли нравятся.
––Как вы относитесь к выражению, что внуков любят больше, чем детей?
––Внуков я обожаю, но я не могу сказать, что детей люблю меньше. С рождением Сергея и Лизы я абсолютно растворилась в детях. Они моя самая большая любовь. Внуков я обожаю, но не могу им уделять столько внимания, сколько уделяла детям. Любовь рождается из ежедневного общения, когда ты видишь каждый миг развития и можешь концентрировать каждую эмоцию, редактировать взросление маленького человечка. Я считаю, что родители в первую очередь должны быть родителями, а уже потом бабушками и дедушками. Мы, конечно, балуем своих внуков, но воспитывать их это неправильно. Воспитывать детей должны родители.
––Вы ведущая актриса театра Ленсовета, а как поддерживаете себя в хорошей форме?
––Женщина в любом возрасте должна ухаживать за собой. С возрастом нужно поставить себе задачу не толстеть, не менять вес, а для этого нужно правильно питаться. Обязательно нужно быть доброжелательной, потому что все наши пороки и достоинства отражаются на лице. И ты несешь то, кем ты являешься в жизни. Если ты несешь добро и позитив, то это отражается на твоей внешности, поэтому всем я советую - никакой зависти, злости, только добрые мысли, старайтесь быть в жизни хорошим человеком, тогда вы всегда будете интересны людям.
–– У вас есть семейные традиции?
––Поскольку в день рождения все заняты на работе, мы поздравляем друг друга накануне в полночь с боем курантов. Новый год с семьей всегда празднуем дома. Когда дети были маленькие, мы ходили в новогоднюю ночь на Дворцовую площадь. В нашем доме жил Собчак, мы всегда заходили его поздравлять. Сейчас мы перестали ходить, потому что давно нет снежной зимы. А в 90-е годы было страшновато выходить на улицу ночью.
–– До приезда на Ташкентский кинофестиваль, как давно вы не были в городе своего детства?
– До приезда на кинофестиваль я была в Ташкенте 12 лет назад. Ташкент меняется, хорошеет, но иногда я всё же узнаю знакомые места — хореографического училище, парк Тельмана. Я пережила здесь землетрясение, помню, как нас тогда маленьких отправляли в детские лагеря. О городе детства у меня остались самые теплые воспоминания.
Азар Мехтиев