
Популярная актриса театра и кино Янина Мелехова родилась 9 марта 1985 года в Борисове, Беларусь. В 2006 году Янина окончила Белорусскую государственную академию искусств в Минске. С 2008 года — актриса Московского музыкального театра для детей и молодежи «Экспромт. А также задействована во многих независимых проектах и театрах Москвы.
Янина дебютировала в фильме «Война» (киностудия «Беларусьфильм»), получившей премию XIV Международного фестиваля «Золотой Витязь». Но известность получила после фильма Валерия Тодоровского «Стиляги». На сегодня в фильмографии актрисы 39 ролей в кино. Наиболее известные в сериалах «Территория», «Кухня», «Охотники за бриллиантами», «Анна-детективъ», «Медсестра».

Наше общение состоялось в концертном зале «Минск», где актриса сыграла главную роль в спектакле «Анна Каренина».
–– Янина, есть ли у тебя, что-то общее с твоей героиней Анной Карениной?
–– Да, есть похожее и в первую очередь это максимально концентрированная женская энергия. К ней можно приписывать многое, и я ее понимаю А и мне кажется, если бы я не понимала Анну Каренину, то ее сыграть было бы невозможно. И это не только с Анной Карениной, но с любой ролью. В шутку можно отметить, что так уж получается, что это никак не будет связано с моей жизнью, но эта седьмая роль, где моя героиня самоубийца. Такие у меня острые роли в театре и кино, где моя героиня доведена до предела, когда у нее пик эмоционального состояния, где человек решается на такие поступки.
–– Помимо Анны Карениной ты сыграла много исторических персонажей Мэнрин Монро, Лилия Брик, служанка Раневской кто с этих персонажей тебе ближе и кого сложнее играть исторического или литературного персонажа?
–– Здесь смотря, как подойти, если у актера хорошая интуиция, а у меня хорошая интуиция, то мне реальных персонажей, исторических легче играть, потому что главное уловить, почувствовать персонажа, и я имею свою систему работы над такими ролями. Я как нестранно смотрю ни видео материал, например Мэнрин Монро, а мне помогаю фотографии, потому что, когда ты смотришь видео оно усложняет тебе задачу, потому что мы делаем художественное произведение, а не делаем реставрацию. Любой спектакль всегда по мотивам жизни этих людей. Фотография дает правильное направление, потому что она застывший, концентрированный момент человека и если ты посмотришь в его глаза и на себя примеришь, то у тебя и походка родится правильная и состояние, и ты не зажат в рамки, которые ты увидел в видео материале. Естественно, важно чтение биографии, писем, книг о них, либо написанные ими самими тоже помогает. Я люблю всех своих героинь. Сейчас у меня в театральном графике преобладает Анна Каренина. Недавно мы вернулись с гастролей в Китае, где дали 25 спектаклей в разных городах. И я очень боялась того, что мне надоест играть мою героиню, но мне не надоело, а было азартно играть. Спектакли были субтитрами на экранах, а публика приходила подготовленная. Но китайский зритель отличается от нашего. Я думала, что он более эмоционален, но они во время спектакля не аплодируют вообще только в финале. Они вообще не приносят цветы, потому что в Китае не принято. Русский зритель, который пришел с цветами не мог их нам подарить, а ждал нас на служебном входе, чтобы подарить. Но мокрые глаза зрителей мы видели даже несмотря на то, что они должны были успевать читать на экранах текст и воспринимать нашу игру.

–– Я читал, что успешные гастроли в Китае были омрачены в аэропорту, когда вы уже вылетали домой.
–– Наша проблема состояла в том, что, когда мы приехали в аэропорт, чтобы улететь в Россию на стойке регистрации нам заявили, что нас не выпустят из Китая. А мы за два месяца успели соскучиться по родным и очень хотели вручить им подарки с Китая. Инцидент произошел из-за проблемы с визами по вине китайских организаторов гастролей. Оказалось, что через 30 дней пребывания в Китае мы должны были отметиться, чтобы продолжить еще на месяц гастроли. Нужно отдать должное консулу Российской Федерации, который мгновенно подключился к решению проблемы. Был подключен и МИД в Шанхае и в результате визовый центр за день сделал документы нашей группе в составе 35 человек. При чем мы сдали документы за день до наступления Китайского нового года и за 15 минут до окончания работы визового центра. Если бы мы не успели пришлось бы провести в Китае еще 10 дней, потому что наступали новогодние каникулы. Но в этой ситуации был плюс, что у нас появился дополнительный день и мы смогли погулять по Шанхаю.
–– Ваши гастроли совпали с новогодними праздниками, а как вы праздновали наступление 2024 Нового года?
–– Отель пошел нам на встречу и предоставил возможность накрыть столы в ресторане на наш вкус. Мы закупили продукты и сделали даже салат оливье. Правда шампанское было трудно найти, поэтому у нас была всего одна бутылка на 35 человек, но все равно мы выпили по чуть-чуть за Новый год. Но ужас был в том, что 1 января у нас было два спектакля в 14.00 и в 19.00 и я не могла полноценно отпраздновать праздник, потому что у меня главная, сложная роль и я не могла себе позволить расслабится.

— У тебя удивительно поющее имя — Янина, откуда оно?
— Янина белоруска-польское имя, так назвать меня решил папа. Да и прабабушка у меня была Яниной. А недавно я открыла свои казахские корни, оказалось, что у меня дедушка казах и об этом я узнала, недавно съездив в Казахстан, где нашла своих родственников, четыре родных дяди, восемь братьев и сестер двоюродных. А до этого я думала почему меня тянет казахам. Мне бы очень хотелось сняться в Казахстане.
— Теперь давай разберемся с твоими фамилиями. Где-то ты Мелехова, где-то Мелехова-Горячева, где-то и вовсе «урожденная Буйко».
— Я действительно урожденная Буйко. А Мелехова — это девичья фамилия моей мамы. Она мне всегда нравилась, и я давно хотела ее взять. Но для папы это было бы не приятно. Но, когда я вышла замуж и родилась дочка Анна-Мария я почувствовала, что пришло время превратиться в Мелехову. Я взяла мамину фамилию и вторую, по мужу и стала Мелехова-Горячева. Но как актриса — я Мелехова. Причем часто пытаются написать Мелехову через «и», но я говорю: «Нет, не Чехов, а Шолохов, через 'е».
— О тебе узнали после фильма Тодоровского «Стиляги», а чем тебе запомнился этот проект?
— «Стиляги» самый глобальный проект в моей жизни. Больше всего мне запомнились репетиции, которые длились полгода и очень нас сплотили. Мы могли поставить все эти танцы за неделю. Но я понимаю, что Валерий Петрович Тодоровский специально пошел на этот шаг, чтобы мы стали одной дружной командой. В результате так и произошло и первый съемочный день не был днем знакомства и косых взглядов друг на друга. Мы все уже были друзьями. Ведь полгода, по четыре раза в неделю, мы встречались на репетициях. С Олегом Ивановичем Янковским у меня был только один съемочный день, когда снимали свадьбу и я помню, что я подошла, сказала какую-то глупость. Янковский был доступен и к нему мог подойти абсолютно любой. У меня не первый народный артист того поколения с кем мне приходилось работать, и они всегда доступны, мне кажется, они понимают, что у них миссия какая-то нам молодым, неопытным помогать, пример показать. В спектакле «Анна Каренина» Владимир Александрович Стеклов наш друг. По правилам народный артист должен лететь в бизнес-классе, но он всегда летит с нами и никогда после спектакля он не требует вызвать такси, чтобы отвезли в отель. Мы все вместе ждем, пока ребята соберут декорации и потом он садится с нами в автобус и едет в отель.
– А какой фильм в твоей фильмографии тебе особенно дорог?
–– Мой дебют в кино в Беларусь «Война», режиссер Дмитрий Лось. который входит в трилогию короткого метра «Территория сопротивления».
–– Ты начинала в Беларусь, сейчас ты успешно снимаешься в России, а кем ты себя считаешь?
–– Я считаю себя белорусско-российской актрисой. Более того, я очень хочу сыграть в спектакле на белорусском языке, как приглашенная актриса. И приезжать в Беларусь сколько нужно. У меня был прекрасный педагог Андрей Андреевич Коледа и я хорошо разговариваю на белорусском языке. Сценически белорусский язык у меня хорошо поставлен. Я считаю, что белорусский язык очень красивый и по нему я скучаю. И мне жалко, что я его не использую.
–– Я знаю, что у тебя свой бренд одежды ты продолжаешь работать в этом направлении?
–– Да я продолжаю работать собственным брендом одежды. После Беларуси у меня ближайшие две недели спектаклей нет, и я за это время должна закупить ткани и отшить образцы новой летней коллекции платьев. Пока я не вышла на тот уровень, чтобы иметь команду, которой могу довериться и только управлять. Из-за плотного актерского графика у меня не получается полноценно занимается брендом, но я не забрасываю и занимаюсь, когда есть время. Муж мне помогает с продажами, документооборотом. Иногда я жалею, что из своего хобби сделала бизнес, потому что раньше я просто шила себе в удовольствие
— А правда, что ты приобрела на барахолке купальник Мэрилин Монро?
— Да, как-то ранней весной я увидела красивый купальник на винтажной выставке. Торопилась, быстро его примерила, купила и побежала дальше. Мне еще продавец крикнула в след, что этот купальник от очень известного дизайнера, но я вникать не стала, потому что спешила. Дома положила в шкаф и вспомнила накануне спектакля, где я играла Мэрилин Монро, что у меня есть вещь из её эпохи. «Трагедия маленькой девочки» — мой авторский проект, поэтому я просто поправила сцену и получилось, что Монро выходит не на балкон, а к бассейну. Готовясь, я смотрела фото Мэрилин в купальнике и наткнулась на кадр, где на ней надета точно такая же модель, как у меня, только другого цвета. Достала свой, а он оказался новый и на нем сохранились все бирочки, дизайнер — Олег Кассими, который одевал Жаклин Кеннеди, Грэйс Келли и Мэрилин Монро. Его костюмы носили звезды во многих голливудских фильмах. И я подумала, что Монро вполне могла держать в руках именно мой купальник, просто почему-то выбрала для фотосессии белый.

–– В каких новых фильмах тебя можно посмотреть в 2024 году?
–– Скоро выйдет сериал «Ростов 2», затем сериал «Вкус мести», в котором большая главная роль. Сериал снимали в Беларусь и в нем играют Катя Климова и Кирилл Сафонов. Недавно я отснялась в авторском проекте под рабочим названием «Кто убил шамана?» Это хакасский фильм и была интересная подготовка к этой роли. По сюжету я прихожу к шаману, а перед съемками меня свозили к настоящему шаману, который потом консультировал на съемочной площадке исполнителя роли шамана.
Азар Мехтиев
Фото Виктора Зайковского и из архива певицы.