44-й Московский международный кинофестиваль открылся российской премьерой «Сердце Пармы»

Завершился 44 Московский Международный Кинофестиваль. ММКФ — один из старейших мировых кинофорумов, который ведет свою историю с 1935 года. Тогда председателем жюри был Сергей Эйзенштейн, а открывал первый фестиваль фильм «Чапаев». На сегодня ММКФ один из самых представительных киносмотров в мире наряду с кинофестивалями в Берлине, Венеции, Каннах, Карловых Варах и Сан-Себастьяне. Московский международный кинофестиваль был создан в целях развития культурного обмена, взаимопонимания между народами и сотрудничества между кинематографистами всего мира.
В отличии от других мировых форумов у ММКФ есть козырь, который он не раз умело выкладывал. Это российское кино. Все российские фильмы, которые попадали в конкурс ММКФ всегда собирали полные залы, становились хитами проката и часто побеждали на ММКФ, что вполне естественно, потому что их художественный уровень часто выше соперников. Достаточно вспомнить «Космос как предчувствие», «Прогулку», «Шапито-шоу», «Милый Ханс, дорогой Петр» — все они были в конкурсе ММКФ.
В этом году 44-й ММКФ за восемь дней показал 245 фильмов. Несмотря на санкции на Московском международном кинофестивале были гости из более чем 45 стран — так что статус международного несмотря на все трудности он, как всегда, подтвердил. Главное новшество этого года в том, что ММКФ решил сделать российское кино не просто козырем, а основным локомотивом кинофорума. Поэтому отечественные картины были рассыпаны по конкурсным программам, среди которых была и совсем новая, «Русские премьеры», целиком, как понятно из названия, состоящая из российских картин. И такой шаг оказался беспроигрышным, потому что на российский фильмы, залы несмотря на жару были полные. И даже на премьерные показы пилотов российских сериалов, которыми сегодня никого не удивишь, всё равно набирался аншлаг.

На 44-м ММКФ в жюри основного конкурса вошли продюсер из ЮАР Танди Дэвидс, оператор Гайк Киракосян (Турция) популярный кинорежиссер Андрей Кравчук и председатель жюри, народный артист России Евгений Миронов.
Министр культуры РФ Ольга Любимова, зачитав приветствие кинофоруму от Владимира Путина, произнесла речь о новой реальности, с которой Россия столкнулись, о сложностях логистики и культуре отмены. Она поблагодарила всех, кто решился приехать в Москву, а потом призвала почтить минутой молчания трагически погибшую Дарью Дугину. Зал встал, и только едва слышимый звон колоколов нарушал тишину.
Ведущий церемонии актер Андрей Мерзликин напомнил о 90-летии со дня рождения Андрея Тарковского и 60-летии со дня венецианского триумфа его «Иванова детства». В конкурсной программе участвует очень симпатичная китайская картина «Путешествия Масторны» Чан Мин Чжи Ляо об одном дне в Шанхае, пропитанная невероятной любовью к Тарковскому, где тоже воспроизведена сцена парения Маргариты Тереховой, придуманная Тарковским. И так невероятна и трогательна любовь молодых кинематографистов к русскому режиссеру на экране и в жизни, что это укрепляют веру в то, что еще не все потеряно в этом мире.
На торжественной церемонии открытия Московского международного кинофестиваля по традиции президент ММКФ Никита Михалков повесил на шею председателя жюри основного конкурса Евгения Миронова, символ власти - золотую цепь, изготовленную ювелирным брендом Mercury.

Вступив в свои права, Миронов вручал награду Константину Хабенскому «Верю! Константин Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства. В зале стали шептаться, что последние годы некогда вручавшаяся мировым звездам Джеку Николсону, Харви Кейтель, Фанни Ардан, Мерил Стрип, Жанна Маро, Жерар Депардьё, Изабель Юппер, Хелен Миррен, Катрин Денев, Жаклин Биссет, Микеле Плачидо, Рэйф Файнс награда, остается на родине.

Получив награду Константин Хабенский заявил: «Я понимаю, какие люди стояли на сцене Московского Международного кинофестиваля, какие люди – человеческих достоинств и профессиональных талантов – держали в руках призы. Мне, честно говоря, чертовски приятно находиться в списке этих людей и, честно говоря, крайне неудобно за сложившуюся ситуацию перед моими друзьями, товарищами, коллегами. Но я приму этот приз как аванс за возможный будущий вклад в кинематограф. Так как я продолжаю служить в Московском Художественном театре, который проповедует слово "Верю", нам с призом туда. Желаю фестивалю хороших фильмов, новых открытий, благодарных зрителей и хорошей погоды, а нам всем – здоровья», – прокомментировал награду актер.
В ответ Евгений Миронов ответил: «Это мой товарищ, мой друг, представитель выдающейся питерской школы. Он серьезно занимается актерской профессией, у него много наград. Но ему этого оказалось мало, и тогда он поехал по городам и селам и стал заниматься с молодыми ребятами – так образовалось движение "Оперение", где дети учатся быть открытыми миру. Он создал благотворительный фонд, он спасает людей. И они ему верят. С недавних пор он возглавил серьезный театр – он пришел туда, где огромную труппу было необходимо увлечь, повести за собой, заразить своей творческой энергией. И ему поверили. Мы, к сожалению, только один раз встретились с ним на съемочной площадке. Но, знаете, есть поговорка: "С ним хоть в разведку". Так вот с ним можно полететь в космос. Это проверено. Потому что я верю».
Народный артист РФ Хабенский, лауреат Государственной премии РФ. Художественный руководитель Московского Художественного театра имени А. П. Чехова с 27 октября 2021 года.
Широкую известность получил после роли Антона Городецкого в дилогии фильмов "Ночной Дозор" (2004) и "Дневной Дозор" (2005). Также среди его работ роли в картинах "В движении" (2002), "Свои" (2004), "Статский советник" (2005), "Адмиралъ" (2008), "Небесный суд" (2012), "Географ глобус пропил" (2013), "Коллектор" (2016), "Время первых" (2017), "Селфи" (2018) и телесериале "Метод" (2015). Также снимается в Голливуде, примечательными являются работы актёра в фильмах "Особо опасен" (2008), "Шпион, выйди вон!" (2011), "Чёрное море" (2014), "Чемпион мира" (2021). В 2018 году дебютировал в качестве кинорежиссёра, поставив фильм "Собибор" и исполнив в нём главную роль.
После церемонии гости увидели фильм открытия 44 Московского международного кинофестиваля «Сердце пармы» Антона Мегердичева по одноименному роману Алексея Иванова. Несмотря на то, что роман написан 20 лет назад сегодня он звучит очень современно.
Фильм зрителям представили режиссер, актеры Евгений Миронов, Елена Ербакова, Елена Панова, Владимир Любимцев, Ислам Зафесов, Сергей Пускепалис, продюсеры Дарья Лаврова и Игорь Толстунов, оператор Сергей Астахов, постановщик трюков Дмитрий Тарасенко.
Режиссер фильма-открытия Антон Мегердичев сказал: "Мы делали эту картину четыре года и она, на мой взгляд, найдет своего зрителя. Фильм может задавать вопросы - кто мы, зачем мы, как образовывалось наше государство, наш этнос, и почему люди постоянно в результате образования этого этноса проливают моря крови. Кровью земля к земле прирастает - это постулат книги Алексея Иванова. Конечно, без него не было бы ничего. Мы своим фильмом постараемся задать вам эти вопросы, а вы уж сами на них ответьте. Кроме всего прочего, мы вас уж точно развлечем".
Лично у меня фильм «Сердце пармы» оставил яркие воспоминания, поэтому я рекомендую посмотреть. В фильме занят весь цвет сегодняшнего российского кино: от Евгения Миронова (епископ, креститель) до Сергея Пускепалиса (приближенный княза - Полюд). Очень впечатляюще, сделаны батальные сцены в картине. Фильм уже сравнивают с нашумевшим "Властелином колец".
Артур Мехтиев